Благородная коллаборация Yardbird не может взлететь, несмотря на блестящее либретто

  • 07-11-2019
  • комментариев

В эти первые недели весны естественно строить большие планы, основанные на благих намерениях: снова начать бегать, отказаться от последних 10 фунтов, искать новую работу. Оперные труппы тоже имеют эти благие намерения, хотя в минувшие выходные они не превратились в хорошую оперу.

Проект, объединяющий Опера Филадельфия и легендарный театр Аполлона для новой оперы на возвышенные темы искусства и расы: что может быть более возвышенным, чем это? Но Yardbird Чарли Паркера, услышанный в Apollo во втором исполнении его премьеры в Нью-Йорке в воскресенье днем, казался странно неполным.

Сюжет 90-минутной пьесы очаровательно причудлив: пионер джаза Чарли Паркер внезапно скончался в 1955 году, но в течение нескольких дней его труп лежал неопознанным в морге Нью-Йорка. Опера посылает его беспокойный дух в поисках вдохновения для создания шедевра, подытоживающего его жизнь. В виньетках из воспоминаний подробно рассказывается о борьбе музыканта с героиновой зависимостью, его нестабильных отношениях с женщинами и его артистических успехах в игре на бибопе.

Великолепное, захватывающее либретто Бриджит А. Уимберли красноречиво решает, казалось бы, невозможную задачу по инсценировке музыкального гения Паркера с помощью серии арий с моторным ртом для главного героя. Мисс Уимберли придумывает запасные куплеты с чистыми идеальными рифмами, напоминающими лирику поп-стандартов, вокруг которых «Птица» сплел некоторые из своих величайших импровизаций.

Столь четко сформулированный текст заслуживает более творческой обстановки, чем робкая, правильная музыка композитора Дэниела Шнайдера. Неизбежные джазовые влияния в его партитуре звучат однородно, фильтруются через чувственность Леонарда Бернстайна / Аарона Копленда середины века, а его манерное словесное оформление переносит уроженцев Канзас-Сити актеров в Mitteleuropa. (В Америке мы говорим «черт возьми, нет!» - а не, как сказал бы мистер Шнайдер, «черт возьми, нет!»)

Где музыка действительно работает блестяще, так это как средство виртуозного голоса тенора Лоуренса Браунли, исполнившего огромную заглавную партию. Здесь мистер Шнайдер мудро не пытался воссоздать гений Паркера, а вместо этого изобразил экстатическое отношение музыканта к своему искусству.

Лучше всего опера представляет собой серию арий, широких и неистово быстрых, в которых твердое обучение г-на Браунли бельканто заставило его перепрыгнуть через, казалось бы, невозможные вокальные препятствия. Несмотря на то, что он постоянно поет партии звезд в операх Россини и Беллини в Метрополитене, это, безусловно, самое полное и захватывающее его исполнение, которое я слышал, звездный поворот в самом лучшем смысле этого слова.

Персонаж Паркера окружает плеяда женщин, которые были в его жизни: жены, любовницы и, самое главное, его мать, которых с драматическим энтузиазмом и вокальным гламуром воспевала драматическая сопрано Анджела Браун. Даже ошибка, связанная с назначением двух ее арий подряд в последние полчаса оперы, не сильно испортила работу благодаря яркой искренности мисс Браун.

Также на орбите Птицы находится еще одна легенда джаза, Диззи Гиллеспи, пониженный здесь до статуса кореша, но спетый с мягкой решимостью баритоном Уиллом Ливерманом. В роли таинственной баронессы, которая обнаруживает тело Паркера, меццо Тамара Мамфорд издала интригующий дымный тон, хотя, конечно, это был вопль - назначить этому белому европейскому персонажу заключительное соло подведения итогов после того, как все черные люди сказали свое слово.

Минималистичная постановка Рона Дэниэлса разыгралась перед логотипом джаз-клуба Birdland, остроумным решением многих коротких сцен либретто, а дирижер Коррадо Роварис привнес ритмичный удар в бледные мелодии мистера Шнидера.

Конечно, музыка не была проблемой во время возрождения Симона Бокканегры в Метрополитене в прошлую пятницу, благодаря величию и нежности партитуры Верди. Проблема здесь заключалась, несомненно, в благонамеренном решении вернуть больного маэстро Джеймса Левайна к опере, с которой его отождествляли здесь уже почти три десятилетия. Хотя музыкальное исполнение было достаточно солидным, с оркестром Met в его привычной превосходной форме, весь вечер казался неуверенным, как если бы все думали о том, чтобы избегать ошибок.

В основном им это удалось, хотя в величайший момент работы великий ансамбль сцены Зала Совета, ветеран-артист Пласидо Доминго в главной роли внезапно опередил ритм, и на пару минут все сошло с рельсов. Когда хор поет в одном темпе, солисты в другом, а оркестр играет в третьем, нельзя не заглянуть в яму, чтобы увидеть, как мистер Левин справляется. Вид его связанных с паркинсонизмом тряски и дрожи, хотя и душераздирающий, мало внушал уверенности.

Но из-за этой оплошности г-н Доминго звучал на удивление свежо в то время, когда большинство певцов ушло на пенсию более десяти лет. Его сложная Бокканегра не прорисовывается, но слушать ее почти всегда приятно. Другой артист-ветеран, бас Ферруччо Фурланетто, придал роли сурового патриция Фиеско мощным авторитетом. Представителями молодого поколения, как в художественной литературе, так и на самом деле, были сладковатый Адорно тенора Джозефа Каллеи и интригующе темноволосая Амелия сопрано Лианна Арутюнян. Добрым намерениям этих певцов не нужно оправдываться.

комментариев

Добавить комментарий