Филип Гласс "Эхнатон" - мрачный триумф Метрополитена

  • 26-01-2019
  • комментариев

Дж'Най Бриджес, Энтони Рот Костанцо и Дизелла Ларусдоттир в роли египетской королевской семьи в Эхнатоне. Карен Алмонд / Met Opera

Меланхолическая опера «Эхнатон» с ее оракульными текстами и элегантно-классной музыкой Филиппа Гласса кажется маловероятным кандидатом на гала-представление в этом храме излишеств, Метрополитен-опера. Но премьера произведения 35-летней давности в пятницу вечером не только заполнила огромный дом, но и вызвала шумные овации актеров, творческой группы и самого восьмидесятилетнего композитора.

Если радостная демонстрация показалась немного неуместной, то это потому, что пьеса вовсе не торжественная. Он представляет в виде серии картин чахлую карьеру фараона, посвятившего свое относительно недолгое правление донкихотской задаче религиозной реформы: поставив бога солнца Атона выше всех остальных в египетском пантеоне.

СМОТРИ ТАКЖЕ: Буж 'Bohème' возвращается в Метрополитен

По сценарию оперы этот эксперимент в том, что мы теперь называем монотеизмом, провалился. Эхнатон, не обращающий внимания на практические нужды своей страны, свергнут и убит, а его религиозные реформы свернуты. Призраки королевской семьи некоторое время сетуют, а затем присоединяются к их похоронной процессии.

Музыка Гласса уместно задумчива на протяжении большей части пьесы, возможно, отражая отстраненную и созерцательную личность главного героя. Во втором акте представлены две прекрасные расширенные пьесы, богатый дуэт Эхнатона и его королевы Нефертити и целомудренное сладостное соло, в котором фараон поклоняется Атону.

Метрополитен, очевидно, очень внимательно отнесся к этой презентации, и если и было хоть одно слабое место, то это игра оркестра. Несмотря на то, что казалось безупречным намерением дебютировавшего дирижёра Карен Каменсек, фирменные гипнотические арпеджио, столь важные для стиля Гласса, иногда звучали неровно. Этот вопрос особенно ярко проявился в прелюдии ля минор к первому акту, которая, казалось, тянулась бесконечно.

Режиссер Фелим МакДермотт и его команда разворачивают действие в основном на узкой полосе площадки перед высоким строением, обозначающим строительные леса, что, возможно, является намеком на амбициозные проекты строительства храма Эхнатона. Обыкновенные хитросплетения египетского двора - увиденные нашими современными очарованными, но непонимающими глазами - предложил Макдермотт с труппой жонглеров.

Да, было много жонглирования, но, честно говоря, я обнаружил, что этот элемент лучше проработан, чем менее образная хореография Макдермотта для главных героев. Замедленные поперечные кресты сцены, возможно, были предназначены для демонстрации формальной плоскости папирусных картин, но в сочетании с музыкой Гласса ледниковое движение казалось производным Роберта Уилсона.

Но в театре может работать все, что угодно, если исполнитель достаточно предан своему делу, и в контртеноре Энтони Роте Костанцо в главной роли Макдермотт нашел свою музу. Даже идеи, которые на бумаге могут показаться возмутительными, например, «рождение» Эхнатона из футляра с мумией, полностью обнаженным, и его медленная сцена, когда его одевает дюжина служителей, казались абсолютно органичными и правдивыми.

Хрупкая стройная фигура Костанцо и его восхищенное отношение идеально указывали на неземную природу Эхнатона, и он был наиболее убедителен в простых постановочных числах второго акта. Особенно захватывающим был финал этого номера, когда Костанцо, закутанный в шелк цвета пламени, торжественно поднялся по длинной лестнице на голую сцену.

В этом номере также было его лучшее пение за вечер, когда он сгладил резкость в своем голосе, который слышался ранее, и спел пианиссимо в великолепно выдержанном «Гимне солнцу». В идеальном мире Эхнатон мог бы предложить более красивый по своей сути тон, но артистизм Костанцо создал свою собственную красоту.

К сожалению, его звучание не особенно хорошо сочеталось с роскошным меццо J'Nai Bridges (Нефертити) в их любовном дуэте, хотя, опять же, их превосходная музыкальность была ощутима. Скорбное финальное трио оперы сработало намного лучше, их голос дополнен ледяным высоким сопрано Дизеллы Ларусдоттир в роли королевы Тай.

Кастинг баса Захари Джеймса на роль отца Эхнатона и предшественника Аменхотепа III был гениальным ходом. Его внушительно высокая и мускулистая фигура в сочетании с его громким голосом создавали архетип королевской власти в отличие от рецессивного поэтического Эхнатона.

Разнообразный припев Met звучал поистине монументально на всех языках либретто и даже сам по себе немного жонглировал.

Да, Эхнатон запоздал на десятилетия для появления в Met, но благодаря Филиппу Глассу это не звучит немного устаревшим. Даже представленный не в идеальном виде, он завораживает.

комментариев

Добавить комментарий