Тенор Хавьер Камарена идет в старую школу в Met

  • 22-10-2019
  • комментариев

Диана Дамрау и Хавьер Камарена в фильме «Пуритане». Марти Золь / Метрополитен-опера

«Возможно, эта песня напомнит мне о былых счастливых днях», - размышляет герой Артуро в последнем акте оперы Беллини «Пуритане», фраза, которая, кажется, суммирует горько-сладкую страсть типичного ностальгического оперного фаната к жизни в прошлом. Тем не менее, как спел Хавьер Камарена вчера вечером в Метрополитене, эти слова приобрели иронически оптимистический смысл, потому что исполнение тенора в этом романтическом произведении было таким же красивым и запоминающимся, как и у всех на памяти.

В последние несколько лет Камарена завоевал признание в Нью-Йорке за исполнение других итальянских опер начала 1800-х годов, так называемого периода бельканто. В Puritani, однако, он стал своего рода ходячим определением «красивого пения», как это понималось тогда: точный контроль всех технических аспектов вокального искусства на службе изысканно поэтического выражения.

Ряд теноров Met, в том числе легендарный Лучано Паваротти, получили овации за вступительную сцену Артуро «A te, o cara» с ее устрашающей высокой тесситурой и открытым верхом до-диез. Но Камарена - первая в моем опыте, которая поместила произведение в надлежащий контекст, не как яркую демонстрацию, а скорее как нежное, почти робкое признание в первой любви. Да, все, что нужно арии, было там: безупречное легато, медовый мезза-вокал и, да, эта устрашающая высокая нота, атакованная прямо в центр поля. Однако вывод был не в том, что «он прибил!» а скорее «как я надеюсь, ничто не испортит день свадьбы этого милого молодого человека!»

Конечно, это романтическая опера, поэтому бедному Артуро приходится терпеть свои страдания, и, увы, Камарена тоже. В конце своего еще более сложного номера последнего действия «Credeasi misera» - снова элегантно спетого - тенора ненадолго перебил один из слушателей, жаловавшийся на то, что он пропустил практически невозможную высокую F в партитуре. Однако рев аплодисментов, прозвучавший на занавесе встречи с Камареной через несколько минут, продемонстрировал явное меньшинство несогласных.

В отличие от олимпийского мастерства Камарены, сопрано Диана Дамрау - невеста Артуро Эльвира - обнаружила один или два недостатка. Хотя она пела более живую музыку героини с большим рывком, элегическая беллианская линия ее безумной сцены во втором акте казалась немного раздробленной. Она, как всегда, была вдумчивой вокалисткой, но прошлой ночью размышления, как правило, мешали эмоциональной истине.

Алексей Марков и Лука Писарони, как опекун Эльвиры и соперник-поклонник соответственно, звучали странной парой в их бурном дуэте «Suoni la tromba», с мускулистым вердианским баритоном Маркова, почти заглушающим легкий, рыхлый бас-баритон Пизарони. Но оба они, да и весь состав, время от времени изо всех сил пытались быть услышанными из-за напыщенного чтения партитуры дирижером Маурицио Бенини.

Опера была поставлена в самой консервативной, старомодной манере, которую только можно вообразить, с 40-летними декорациями, похожими на выцветшие иллюстрации из викторианского романа. Публику, мягко говоря, можно охарактеризовать как немногочисленную, что, казалось бы, опровергает представление о том, что публика избегает Метрополитен из-за умеренно инновационных новых постановок, одобренных генеральным менеджером Питером Гелбом. Остается только догадываться, почему они держатся подальше, но жаль, что им не хватает пения Камарены золотого века.

комментариев

Добавить комментарий