Свежий воздух с западного побережья: в балете Сан-Франциско доминировали женщины, выдающаяся Софьяна Сильва

  • 17-01-2020
  • комментариев

Софиана Сильва в «Призраках» Уилдона. (Фото Эрика Томассона)

Вот то, что знаменитый балет Сан-Франциско не принес в Театр Коха: что-нибудь классическое или что-нибудь Баланчина, Эштона, Роббинса или Тюдора. Вместо этого он сделал ставку на недавно заказанные балеты (все новые для Нью-Йорка) нынешних хореографов, на которых они рассчитывали прежде - Марка Морриса, Кристофера Уилдона, Алексея Ратманского, - плюс свою версию хаус-хореографии, начиная с недавней пьесы художественный руководитель, Хельги Томассон. Что ж, ничто не мешает художественному руководителю представить свою работу, и Томассону ничто не мешает. Первым его балетом, который я помню, я видел, была красивая плавная пьеса под названием Ballet d'Isoline, которую он поставил для Школы американского балета в 1983 году, когда он еще танцевал в City Ballet. Ему нечего было сказать нам, но он приятно развернул детей. Тридцать лет спустя он подарил нам свое недавнее Трио (Чайковский), красивое и плавное, приятно расставляющее своих танцоров - первая обязанность хореографа дома - и ему нечего нам сказать. На его счету почти 50 балетов, и он совсем не продвинулся. Нет никаких признаков хореографической личности; Трио неумолимо универсально.

Другой балетмейстер, Юрий Посохов, был ведущим танцором в труппе и, как и его начальник, знает танцоров и готовит материал, который хорошо их демонстрирует. Музыка - «Классическая симфония» Прокофьева, и балет действительно называется Классической симфонией. Мужчины компании - сильные прыгуны, и он безумно заставляет их кружиться (ахает публика). Маленькая Мария Кочеткова отбрасывает обязательные фуэте (больше вздохов). Все это предсказуемо, эффективно, провинциально. Эдвард Лян уже работал в Сан-Франциско, но «Симфонические танцы» более амбициозны, чем все, что он делал до сих пор. Партитура Рахманинова длинная, трудная, захватывающая, и у Ляна нет средств, чтобы ее заполнить. Главное оружие в его арсенале - лифт. Эти бедные дамы: они раскачиваются вверх, над, сзади, вокруг, насквозь; они скручены, скручены, закручены по спирали. Будем надеяться, что они устойчивы к воздушной болезни. Лян не особо музыкален, но поддерживает уровень энергии. Я бы хотел, чтобы он этого не делал.

Энергия также является основным ингредиентом работ Уэйна МакГрегора, но это другой вид энергии - современный танец. МакГрегор - ведущий британский хореограф, и всякий раз, когда я вижу его работы, я обнаруживаю, что реагирую на беспощадную атаку, судорожные движения, преувеличенные пенче, огромные выпрямления, толчки, удары ногами. Да, Borderlands кажется произвольным - мы не говорим здесь о структуре, - но танцоры неумолимо движутся; это одна долгая кульминация. Томассон, Посохов и Лян исчерпали ваше терпение; МакГрегор исчерпывает все ваши силы сопротивления.

«Из чужих земель» Алексея Ратманского сильно отличается от таких недавних его работ, как необычная и прекрасная Намуна от New York City Ballet и его захватывающая версия Симфонических танцев Рахманинова для Miami City Ballet. Прекрасный дивертисмент, представляющий серию скромных национальных танцев для небольших групп танцоров. Музыка Морица Мошковского относится к 1884 году - привлекательные числа, которые вызывают очаровательные виньетки Ратманского: русский, итальянский, немецкий, испанский и венгерский характер. Нет никаких больших эффектов, но есть рог изобилия очаровательных маленьких - отличительная черта этого превосходного хореографа - постоянные изобретения, никогда не суетливые, никогда напористые, всегда живые. Мне напомнили стильную сдержанность и теплую человечность Бурнонвиля. «Из чужих земель» Ратманского не могло не отличаться от «Пограничных земель» МакГрегора, и это дань уважения танцорам Томассона, что они так хорошо смотрелись в обоих.

«Призраки» Кристофера Уилдона (никакого отношения к Ибсену не имеет) была странно непрозрачной. Была ли декорация темной поляной? В ночном небе определенно была большая расплывчатая луна. Неужели бледные тонкие женские платья предполагали загробную жизнь - как Вилли в «Жизели»? Было ли прикосновение к Кабуки? Словарный запас был восторженным (снова поднимает настроение) для прекрасной Юань Юань Тан в ее дуэте с Дамианом Смитом, более резким для Софиан Сильве и двух ее поклонников, Тийта Хелиметса и Шейна Вюртнера. Уилдон знает все о партнерстве, но различные элементы этого балета, в том числе партитура хэви-металлиста Кипа Уингера, хотя здесь скорее мягкая, чем металлическая, не дают ничего, кроме анодного.

Меня всегда огорчает то, что я не получаю удовольствие от новой работы Марка Морриса, но его Beaux больше озадачил меня, чем вдохновил. Музыка Богуслава Мартину казалась отстраняющей, а не манящей. Костюмы Исаака Мизрахи - все девять мальчиков в камуфляжных комбинезонах шербетного цвета - слились воедино бесполезным образом. То же самое с его фреской на заднем плане, более или менее в тех же цветах. И зачем обходиться без женщин, если вы хотите, чтобы ваши мужчины поступали именно так, как женщины? Разве один мужчина, который парит над сценой с двумя другими мужчинами, может быть интереснее, чем если бы он был женщиной? Есть ли идея подтвердить, что «все, что они могут сделать, мы можем сделать лучше»? Не имело бы значения, если бы отдельные тропы перенесли Морриса на новую территорию, но это не так. Есть интересные примеры его таланта к групповым действиям, гениальному построению паттернов, повторению жестов, но сходство всего со всем и каждого со всеми делает упражнение мягким, а не захватывающим танцем.

Так что репертуар до сих пор был менее чем убедительным (у нас еще впереди Золушка Уилдона). Но компания была убедительной - значительно сильнее, чем когда была здесь в последний раз. Тогда преобладали мужчины; теперь это, как правило, женщины. Большой плюс - это Сильва, которая присоединилась к нам после интересного, но не определяющего пребывания в City Ballet. Там ее европейские звездные качества не были существенными; здесь это трансформируется, потому что это не компания звезд, больших, чем жизнь людей, которые доминируют на сцене. Вместо этого танцоры, как правило, похожи - конечно, не без характера, но все на одном уровне и в одном и том же стиле. В частности, мальчики, даже если они не похожи друг на друга, танцуют одинаково, как будто существует институциональное сопротивление любому выделяющемуся, хотя Паскаль Молат и Хансуке Ямамото могут высекать искры.

Сильва выделялась во всем - в Ратманском, Уилдоне, МакГрегоре и Ляне. Высокая, смуглая, красивая, электрическая, она оживляет каждый назначенный ей пассаж. Вы можете увидеть ее успехи в любой крупной труппе - где угодно, кроме City Ballet. (Думаю, учитывая ее европейское происхождение, она просто не предназначалась для Баланчина.) Сара Ван Паттен - танцовщица, которая неуклонно росла и теперь светится уверенностью и властью. Кочеткова из ABT - мечта Натальи Осиповой, ее аллегро-атака скорее раздражает, чем возбуждает. Фрэнсис Чанг, однако, играет напористые роли более естественно, в то время как Тан и Ванесса Захориан обладают красотой и классностью балерин.

Было приятно наблюдать за этой превосходной труппой, и я думаю, было бы еще большим удовольствием смотреть ее в менее модном, более содержательном репертуаре. Будем надеяться, что они скоро вернутся, чтобы показать нам, на что еще они способны.

комментариев

Добавить комментарий