Высшие оценки: ошеломляет программа Баланчина Школы американского балета

  • 16-11-2020
  • комментариев

Дэвид Халлберг в «Камерной симфонии» Ратманского. (Фото Марти Соля)

Почему, когда вы пишете о неделе, включающей долгожданную трилогию Ратманского / Шостаковича в ABT и новый балет Джастина Пека в City Ballet, начинать с ежегодного выступления на мастер-классах Школы американского балета? Потому что в конечном итоге здоровье школы и ее отношения с материнской компанией имеют большее значение, чем любой отдельный балет, каким бы хорошим (или разочаровывающим) ни был. И потому, что семинар в этом году был таким воодушевляющим, таким удовлетворяющим.

Начнем с того, что всю программу занимал Баланчин, чья работа, несмотря на неумолимое распространение низкокачественных балетов в репертуаре, остается краеугольным камнем New York City Ballet и его главным смыслом существования: если школа здесь потерпит неудачу, нет никакой надежды на будущее. (Иногда влиятельные лица в SAB забывают об этом - был год вообще без Баланчина.) В прошлом на семинарах доминировала молодая танцовщица, о которой все уже говорили, - например, Дарси Кистлер; в течение года Баланчин исполняла свои ведущие танцевальные роли в труппе. Затем были семинары, на которых не хватало даже стабильно высокого уровня достижений, как если бы боги балета сидели сложа руки, делая заслуженный перерыв. Что сделало этот год таким счастливым, так это общий уровень мастерства и ощущение того, что каждый из ребят взволнован и рвется вперед - некоторые пожилые люди прямо в компании, другие разъехались по стране, но все они уверенные в том, что они опытные танцоры, готовы танцевать, их техника прочно закреплена на своем месте.

Первым балетом был великий Дивертисмент № 15 Баланчина на Моцарта 1956 года. Все выдержано в классицизме, элегантно, требовательно - оно должно выглядеть гладко, плавно, радостно, и это сложно. В нем также есть центральная роль балерины, которая требует необычной техники аллегро. Девушка, исполнившая его, Даниэла Олдрич, легко несла его перед собой, сшивая пол так быстро и точно, что казалось, что у нее больше времени, чем нужно. Девочки, исполнившие четыре другие вариации, также были уравновешенными, изысканными и приятными - ни капли среди них. (Поверьте, это редкость в исполнении Дивертисмент.) Трое мальчиков не только профессионально выполняли свою работу, но и демонстрировали легкий стиль. И восемь девушек в корпусе - явно лучшие из лучших в этом году - обладали духом Баланчина, духом Моцарта. Что еще можно спросить?

Заслуга во всем этом, конечно, принадлежит самой школе, но, в частности, ее старшему преподавателю Сьюки Шорер (она является членом факультета с 1972 года), чьи 47 постановок для семинара включают четыре более ранних Дивертисмента. Она привносит в танцоров изысканность, дух, который был отличительной чертой ее собственного танца в свое время. Легко сравнить ее выступления с большим количеством того, что мы видим в компании, поэтому мы должны помнить, что на семинарах гораздо больше времени для репетиций, чем у компании. Тем не менее, трудно не размышлять о том, каким был бы Баланчин из City Ballet, если бы Шорер была там ведущей балетмейстером на протяжении последних десятилетий.

Tombeau de Couperin, созданный Баланчином для фестиваля в Равеле 1975 года, не похож ни на какие другие его работы: 16 танцовщиц корпуса, никаких руководителей. Это тоже веселая работа, молодая работа, и, как и «Интерплей» Джерома Роббинса, она действительно выглядит правильно только тогда, когда ее танцуют дети или что-то еще лучше. Все 16 детей из мастерской закончили танцевать? Вряд ли - некоторые мальчики выглядели такими молодыми, что вы были поражены, увидев, что они становятся партнерами девочек. Но все они обладали упругостью и легкостью, которых требует Томбо. Это было трогательное исполнение произведения, которое иногда может показаться сухим.

Наконец, балет Вальпургиевой ночи, безумная игра, которую Баланчин создал для постановки «Фауста» Гуно в Парижской опере 1975 года. Двадцать четыре (высоких) девушки кидаются через сцену в развевающихся фиолетовых юбках из тюля, развевающимися волосами. Он повышен? Это элегантно? Это важно? Нет, нет и нет. Но это может быть весело, и Сьюзан Пиларре, еще один старший преподаватель и студентка, выявила из этого лучшее или худшее, в зависимости от того, как на это смотреть. Ее девочки ничего не скрывали - сдержанная Вальпульская ночь была бы противоречием. Роль балерины досталась Фарреллу, а Изабель Лафреньер - не Фаррелл. Но тогда и другого тоже нет. Она танцевала сильно и уверенно; она справилась с этим. Главное, что в этом балете, как и в двух других, студенты танцевали правильно, с правильным настроением. Школа американского балета делает свое дело.

Александр Ратманский семь раз ставил хореографию на музыку Шостаковича. Первый настоящий взгляд на него в Нью-Йорке произошел в 2005 году, когда в Большом театре был поставлен балет композитора «Яркий ручей», балет, который Сталин закрыл после премьеры его оригинальной версии в 1935 году. Это было откровением - кто ожидал, что советский рассказ о некоем колхоз, несколько гастролирующих артистов балета и множество рабочих (плюс велосипед и собака) могли быть такими очаровательными и такими ловкими? С тех пор Ратманский неустанно работал по всему миру, перестраивая классику и создавая новые работы практически для любой компании, которая его пригласила, но особенно для City Ballet и ABT, чьим артистом он стал резидентом несколько лет назад. Он использовал музыку других русских - Прокофьева, Рахманинова, Чайковского (его Щелкунчик для ABT), - но он почти одержимо возвращается к Шостаковичу, с которым, очевидно, имеет тесную личную близость. Теперь он представил счет из трех очень эмоциональных произведений на музыку этого композитора - смелая идея, которая явно имеет для него особое значение: это не программный трюк.

Первое произведение, Симфония № 9, было показано в октябре прошлого года в Центре города. Теперь, с тем же составом, но на более крупной сцене Метрополитена и со значительно измененными к лучшему костюмами, это дает более грандиозный, менее интимный эффект. Хотя он разделяет почти гнетущую тьму с двумя другими, он содержит красивый лирический дуэт Полины Семеновой и Марсело Гомеша, несколько захватывающих дух движений для Крейга Зальштейна и Симоне Мессмер и приятную публику пиротехнику для Германа Корнехо. (Что ж, если у вас есть Корнехо, вы выставляете его напоказ.) Это наиболее условно построенный балет из трех, продвигающий вас вперед, его волнения, как-то уместные со своими предчувствиями.

Камерная симфония, поставленная на оркестровую аранжировку Струнного квартета № 8, - самый мучительный из трех балетов, ее главный герой - Дэвид Халлберг, обнаженный в черном бархатном костюме, представляет страдающего художника, страдающего Шостаковича, но единственного. не надеется на страдающего Ратманского (который, кстати, подает все признаки того, что он замечательно собран, рассудителен, практичен - в отличие от Баланчина). Халльберг проходит через корпус из 12 агрессивных танцоров, вступая в напряженные встречи с тремя музами (у композитора было три жены). Ратмански всегда извлекает максимум из своих танцоров, а Изабелла Бойлстон, Палома Эррера и Джули Кент извлекают максимум из ролей, которые не отличаются особой индивидуальностью. Впечатляющий зловещий фон (Джордж Цыпин) серьезных крупномасштабных рисунков серых масок, а освещение Дженнифер Типтон усиливает общую атмосферу угрозы. Страдания художников - не мое, и в этом произведении есть легкая легкость, которая временами приближается к краю, но Ратманский так уверен в себе (устойчив?), Так бегло, так изобретателен и так искренен, что это убеждает.

Финальное произведение - Концерт для фортепиано с оркестром № 1 - наиболее остроумное и причудливое, временами беззаботное, но всегда с нависшим трагическим русским чувством опасности. Подумайте об этих двух великолепных русских балеринах Диане Вишневой и Наталье Осиповой - обе в ярких красных комбинезонах - сбившихся в кучу, словно против бури. На заднем фоне, снова работы Цыпина, по небу рассыпается советский мусор: красные самолеты, красные звезды, красные молоты. Ратманский уехал из России - бросил работу главы Большого театра и переехал в Нью-Йорк - но это всегда с ним. Будет интересно увидеть, насколько он станет американцем. Безусловно, он восхищается нашими танцорами, и не только русскими среди них: вся компания откликается на его подарки. Он заставляет ABT выглядеть так, как будто она всегда должна выглядеть.

Большой вопрос - обязательно ли эти три балета ставить вместе? Они умаляют друг друга? На мой взгляд, несмотря на то, что они имеют очень сильное влияние плечом к плечу, в конечном итоге они выиграют, если будут смотреться отдельно. Слишком много всего происходит - к третьему балету вы устали, и ваше внимание отвлечено. Так как же они будут включены в смешанные счета? Несомненно, в прошлом сезоне Симфония № 9 держалась сама по себе.

(На следующей неделе: Джастин Пек и New York City Ballet.)

editorial@observer.com

комментариев

Добавить комментарий